Почему необходимо использовать бензин АИ-92

 

Необходимость написания данного материала обусловлена двумя заблуждениями пользователей, с которыми часто сталкиваются сотрудники сервисных центров. Во-первых, в большинстве инструкций по эксплуатации двигателей для бензотехники четко определена марка используемого бензина - это АИ-92. То ли от великой любви к двигателю, то ли наоборот от безразличного и халатного отношения к собственной технике, но очень часто допускается заправка топливных баков «неправильным» бензином.  Под неправильным бензином имеется в виду любое горючее топливо с октановым числом, отличным от 92. Как результат такой заправки – обращение в сервисный центр с вышедшей из строя техникой. Второе заблуждение пользователей искреннее. В него нас вводят производители и продавцы бензина, а именно – заправляясь топливом на заправке, вам никто не гарантирует, что качество бензина соответствует установленным ГОСТам. Иными словами, вам (и мне в том числе) в бак могут плеснуть какую угодно бурду. И результат тот же – обращение в сервис. В нашем случае проблема от таких заправок заключается в том, что технику, вышедшую из строя по причине использования топлива несоответствующей марки, производители гарантийным случаем не признают.

Чтобы иметь представление о том, почему так поступают производители и почему важно выполнять требования инструкций по эксплуатации, обратимся  к теории вопроса.

Бензин – это смесь легких углеводоров, которые при сгорании выделяют большое количество энергии.  Двигатели преобразуют энергию сгорающего топлива в механическую энергию движения. В цилиндре двигателя бензин может гореть в двух режимах. Плавное горение – это постепенное сгорание топлива, когда фронт пламени движется со скоростью 20-30 м/с и давление повышается постепенно и равномерно. Этот режим горения для бензиновых двигателей является штатным. И детонационное горение – из-за высокого давления топливной смеси, образующейся при работе двигателя, может возникнуть самопроизвольное воспламенение топлива. То есть, как говорят, рабочая смесь детонирует. Этот процесс характеризуется быстрым распространением фронта пламени (скорость фронта до 2000 – 2500 м/с) и резким увеличением давления в камере сгорания двигателя. Как результат, внутри камеры сгорания образуются мощные ударные волны. Вы их можете слышать как металлические звуки, которые автомобилисты ошибочно принимают за «звон пальцев».  Эти ударные волны бьют не только в стенки цилиндра, но и по клапанам и движущемуся навстречу поршню, далее на коленвал, коренные подшипники и остальные детали, ударная нагрузка по свечам приводит к разрушению изоляционного слоя.  Помимо этого детонация разрушает масляную пленку на поверхности цилиндра, в результате чего увеличивается износ колец. Конечно, инерция движущегося маховика преодолеет сопротивление детонирующей топливной смеси, но износ двигателя будет значительно выше. По оценкам специалистов  в числовом выражении «выше» это 25-30%. Учитывая стоимость двигателя и его ремонта, износ действительно значительный.

Само по себе октановое число выражает стойкость бензина к детонации. В качестве эталонных значений берется смесь двух веществ изооктана с детонационной стойкостью равной 100 и гептана с нулевой детонационной стойкостью. Если говорят, что октановое число бензина равно 80, это значит, что детонационные свойства топлива эквивалентны эталонной смеси в пропорции 80% изооктана и 20% гептана. Чем ниже октановое число, тем больше детонационные свойства бензина. Получение из нефти бензина с высоким октановым  число процедура сложная и дорогая. К тому же такого бензина получается немного. А потребность в нем высокая. Традиционный для нас вопрос – что делать? Было найдено два решения. Первое состоит в смеси бензинов с низким и высоким октановым числом. В итоге получаемая смесь лучше, чем низкооктановый бензин, но хуже чем высокооктановый. Второе решение состоит в  том, чтобы снизить детонационные свойства низкооктанового бензина. Это достигается за счет добавления в топливо антидетонационных присадок. Наибольшее распространение получила присадка,  содержащая свинец – тетраэтилсвинец (ТЭС). Чем больше этой присадки в базовом низкооктановом бензине, тем выше октановое число итогового топлива. Но у свинца есть один существенный недостаток – при сгорании в двигателе он не улетучивается. Присутствие же свинца в двигателе совершенно недопустимо по причине увеличения износа. Чтобы убрать свинец из камеры сгорания применяют так называемые выносители – дополнительные присадки, которые образуют со свинцом летучие химические соединения и удаляются из двигателя вместе с отработанными газами. По действующим в России нормам весь этилированный бензин производители обязаны  подкрашивать, то есть добавлять в этилированный бензин красители. Смесь антидетонационных присадок на базе ТЭС, выносителей и красителей называют этиловой жидкостью, а бензин с этой жижой этилированным. Если я не ошибаюсь, с 2003 года выпуск этилированного бензина в России вроде как запрещен.

  Дальше начинается проза жизни. Как вы сами понимаете, цель любой коммерческой организации -  получение прибыли. В средствах для достижения этой цели коммерческие организации особо не стесняются. Поэтому льются тонны этиловой жидкости в «нечто», как-то полученное из нефти, чтобы потом быть проданной с хорошей прибылью и залитой в баки автомобилей и бензотехники. Никаких гарантий качества и соблюдения ГОСТов, никакой ответственности за испорченную технику – попробуй докажи, что то, что вылетело из выхлопной трубы испортило двигатель. То, что вместе с выхлопным газом вылетают все те же тонны свинца и его вдыхают наши дети, так на такие мелочи никто и внимания не обращает.  И становится вполне понятным, что производители моторной техники не хотят нести финансовой ответственности (а гарантия стоит денег) за поломки, вызванные использованием этилированного бензина.

Некоторые пользователи проявляют повышенную любовь к машинам в виде заправки ее топливом с октановым числом выше, чем указанно в инструкции. Будучи менее детонирующим, создается впечатление, что двигатель на таком бензине работает мягче и эффективнее. Это всего лишь иллюзия. От таких проявлений нежности двигателю становится нехорошо. Дело в том, что температура горения разных сортов бензина примерно одинаковая, а вот время горения разное – чем выше октановое число бензина, тем медленнее оно сгорает. И это обстоятельство учитывают производители моторов, увязывая время горения топлива с временем открытия клапанов: геометрия кулачков и углы их расположения на распредвале должны открывать выпускные клапана тогда, когда завершится фаза полного сгорания топлива в камере сгорания двигателя. Если использовать топливо с большим временем сгорания (то есть  с большим октановым числом), то в фазе выпуска отработанных газов через выпускные клапана будет выпускаться горящее топливо. Это неизбежно приведет к прогаранию седел и клапанов, изменится температурный режим работы двигателя. При сгорании бензина образовавшийся газ будет расширяться, а значит гарантированы ударные нагрузки по выхлопной системе и ее закоксовывание продуктами сгорания. И никакие танцы с бубном вокруг регулировки момента зажигания ситуацию изменить не могут – распредвал-то остается прежним, а значит временные интервалы открытия клапанов не изменяться. Задайтесь вопросом – будь вы на месте производителя моторов, захотели бы  оплачивать такую «любовь» потребителя к технике в виде счетов за запчасти и ремонт?  

Попытки европейцев перейти на бензин с 10% содержанием этилового спирта пока не увенчиваются успехом. Выгоды от такого топлива оказались весьма сомнительными. Выяснилось, что порядка 70% имеющегося автопарка не в состоянии работать на этом бензине, расход такого топлива выше и не такое оно безопасное для экологии как анонсировалось. Кроме того, содержащийся в нем спирт гигроскопичен. Следовательно бензин будет содержать повышенное содержание воды, что неминуемо приведет к коррозийным процессам топливной аппаратуры. Будут и проблемы с заводом машины зимой – вода замерзнет и завести мотор будет проблематично. Производители бензотехники решили обезопасить себя и практически все ограничиваются разрешением использовать бензин марки Е10 и не выше.   

Итог из всего сказанного: требования производителей к качеству бензина вполне обоснованные, так как сами топливо не выпускают, а отвечать за чьи-то нарушения никто не хочет. Для заправки моторов бензотехники необходимо использовать только неэтилированный бензин марки АИ-92. Найти такой бензин в нашей стране практически невозможно. Всегда есть риск купить на заправке откровенный «бутор» неизвестной природы. Проконтролировать качество купленного бензина без специальной аппаратуры невозможно. Но жизнь на этом не останавливается. По крайней мере можно попытаться своими действиями не причинять вреда двигателю. Для этого надо делать немного:

- не покупать бензин в сомнительных местах

- не использовать бензин, который уже имеет длительный срок хранения (об этом отдельная статья)

- использовать только тот бензин, который декларирован в инструкции по эксплуатации, а именно АИ-92  

- всегда имейте запас свечей – они чаще всего выходят из строя из-за некачественного топлива.

Не лишним будет напомнить, что этиловая жидкость сильнейший яд, который оказывает отравляющее действие на человека, проникая в него через пищевод, кожу и с вдыхаемым воздухом. Коварство этого яда состоит в том, что первые симптомы отравления наступают через 3 часа, в отдельных случаях через сутки. Поэтому будьте благоразумны: не используйте этилированный бензин для промывки деталей. При попадании такого топлива на кожу обязательно промойте ее керосином, а затем проточной водой.  При попадании внутрь или в глаза – немедленно к врачу.