Выбор мотоблоков. Часто задаваемые вопросы

  •  Перед походом в магазин
  •  В процессе выбора
  • Финансы на покупку
  • Что выбрать - мотоблок или культиватор?

 

 

Итак, если вы успели немного узнать о мотоблоках и культиваторах, об их назначении и конструкции, то половина пути по осознанному выбору техники уже пройдена. Движемся дальше. 

Для начала давайте ответим на кажущийся странным вопрос: «Зачем что-то и кого-то выбирать?». Во-первых, вы хотите использовать технику для решения СВОИХ задач. Поэтому и нужно ее выбирать исходя из этого критерия. Так, если вы хотите механизировать обработку 3-4 соток земли, не планируете перевозить грузы и заготавливать сено, то вам вряд ли подойдет мотоблок весом 150 кг. Достаточно будет легкого культиватора. Во-вторых, вы оплачиваете покупку. Техника  стоит дорого. Нет никакой необходимости оплачивать те возможности мотоблока, которые вы никогда использовать не будете. В-третьих, не забывайте, что придя в магазин, вы попадаете в мир коммерции. Здесь нет ничего бесплатного.  Помните пословицу «одновременно дешево и хорошо не бывает». Крайне настороженно относитесь к предложениям с ценой значительно ниже рыночной – возможно где-то подвох. И уж совсем не стоит покупать технику в случайных местах у случайных людей и по "фантастически низким ценам" – это гарантированный обман: за изделия известных брендов вам выдадут откровенную подделку. Ваше оружие - это ваша информированность. 

 

Советы по выбору техники и часто задаваемые вопросы.

 

1. Перед походом по магазинам определите для себя несколько параметров, важных при выборе мотоблока:

- какую площадь предполагается обрабатывать и что это за площадь. От этого зависит выбор оптимального типа техники (мотоблок или культиватор), ширина используемого набора фрез, комплекты дополнительного навесного оборудования и т.д. К примеру, использование агрегатов в условиях теплиц накладывает ограничения на размеры и вес техники. Она должна быть компактной, достаточно легкой и производительной.

- что за почва (целинная, обработанная, теплица). Чем "тяжелее" почва, тем большая мощность от двигателя потребуется и тем большим весом должна обладать техника. Под почву выбирается и навесное оборудование. 

- в каких видах работ предполагается задействовать технику. Это связано с выбором дополнительного навесного оборудования. К примеру, в случае использования агрегата для заготовки сена понадобится навесная сенозаготовительная машина и, возможно, тележка для транспортировки. Смотри пункты выше и статью о навесном оборудовании.

- какие дополнительные требования вы хотите предъявить к технике: возможно, это будет легкий вес и мобильность для перевозки «в багажнике десятки», или «для тещи», или покупка вскладчину с соседом, или «чтобы зарабатывать на нем деньги», вспахивая участки уже своим клиентам. Вариантов много и с ними надо определяться до покупки.

Немаловажно правильно определиться с оператором и весом техники. Я умышленно связываю эти два параметра и вот почему: нередко с техникой работают женщины. Понятно, что для "поковыряться в клумбе" мотоблок в 100кг ей не подойдет. И наоборот, если у вас несколько гектаров, то "ковырялкой для клумб" на таком поле делать будет нечего.  

2. В процессе похода по магазинам точно запоминайте не только цены, но и точные названия моделей, установленные на них двигатели, их мощность. Точно узнайте, что входит в комплект поставки мотоблока. Некоторые продавцы жулят – разукомплектовывают технику, делая стартовую цену заманчиво дешевой. А затем продают вам все остальное за отдельные деньги. Потом, когда техника уже привезена домой и вы все подробности покупки начнете обсуждать с соседями (чтоб завидовали ;), выясняется, что итоговая сумма сильно отличается от соседской в большую сторону, что не может не огорчить. Не уподабливайтесь вороне, кидающейся на все, что блестит. На сайтах производителей и поставщиков техники можно найти массу полезной информации.

 Если вы уже определились с предполагаемыми видами работ и, возможно, с номенклатурой навесного оборудования. Убедитесь, что предлагаемые в магазине образцы в достаточной степени качественные: оцените (по возможности) из какого материала все сделано, качество изготовления (качество сварки, если это металлические изделия, качество применяемой резины и т.д.),  оцените способ его крепления к мотоблоку, все ли удобно и функционально, не придется ли что-то переделывать (если да, то по силам и по карману ли вам такое дополнительное мероприятие), какое еще навесное оборудование можно использовать. Задайте вопрос о наличии товара на складе, и если его нет, то когда ожидается поставка (весной, когда идут основные продажи техники, ее отсутствие на складе вполне нормальное явление - держать много товара на складах очень дорого).

3. Не торопитесь расставаться с деньгами. Внимательно выслушайте консультации продавца. Свертись со своим списком из п.1. Все ли соответствует вашим требованиям? Попросите продавца предложить вам другие варианты, которые следует столь же тщательно рассмотреть. Вы находитесь в магазине, и цели продавца за прилавком и ваши могут  быть разные.  Если продавец делает акцент только на одной модели, принижая достоинства других, или же неохотно предлагает и рассказывает о других вариантах, то скорее всего вам предлагается техника, выгодная в первую очередь продавцу.

4. Рассчитайте свои финансовые возможности. Если наличности не хватает, то сегодня есть возможность взять кредит в одном из банков. Внимательно выбирайте кредитные программы, перечитывайте кредитной договор несколько раз и обязательно с лупой (банки балуются: важные места, где вам придется нести дополнительные расходы печатают очень мелким шрифтом и чтобы его разобрать как раз и понадобиться увеличительное стекло).

5. «Что выбрать – мотоблок или культиватор?»

В ответ на этот вопрос мы рекомендуем своим клиентам следующее: если вы имеете до 25-30 соток земли, вы не планируете на агрегате перевозить грузы и не планируете заготавливать сено для скотины, то в большинстве случаев культиватор – это ваш выбор. Если вы хотите перевозить агрегат в багажнике легкового автомобиля или же им будет управлять лицо слабого пола, то тогда культиватор – по-прежнему ваш выбор. Для большей мобильности и удобства транспортировки есть культиваторы, в которых двигатель отсоединяется от всей остальной базы. Если вы выберете такой культиватор, помните, что в двигателе будет масло и его наклонять нельзя.

Если вы занимаетесь профессиональным земледелием, у вас много земли и фактически вы ищите себе "заменитель лошади", то ваш выбор – мотоблок.

Если у вас земельный участок 1га и больше, то вам необходим мотоблок с валом отбора мощности и весом150 кг и более

6. «С каким по мощности двигателя выбрать мотоблок и какой при этом должна быть ширина захвата фрез»

Не претендуя на истину в последней инстанции, ниже мы приводим таблицу, в которой попытались усреднено связать три параметра: площадь обрабатываемого участка, мощность двигателя мотоблока для его обработки и ширина захвата фрез. Подобные таблицы можно легко найтив Интернете. То, что данные примерно совпадают, говорит о том, что статистика использования техники в данном вопросе не врет (или сильно не врет) 

Площадь участка, сотки

Мощность, л.с.

Ширина захвата, см

до 15-20

от 3,5

от 60

до 60

от 4

от 80

до 100 (1га)

от 5

от 90

от 100 (1га) до 500 (5га)

от 9

от 100

 

Конечно же на все эти данные оказывает влияние множество факторов: и тип почвы, и ее состояние, влажность, засоренность, наличие верхнего плотного слоя, в конце концов навыки пахаря. Всего учесть невозможно. Поэтому мы говорим, что она примерная.

7. «Каков примерный расход топлива»

Такой вопрос задают ВСЕ клиенты. Двигатели, используемые на мотоблоках, потребляют очень мало топлива по сравнению с легковыми автомобилями и тракторами. Это потребление зависит от мощности и объема двигателя, типа и объемов выполняемых работ. Предельные величины расхода топлива колеблются в интервале от 0,9л/ч до 2,5л/ч. Расход настолько мал, что с ним можно не считаться, особенно если его сравнивать с количеством  взмахов лопатой в час (тоже л/ч), необходимых для вспашки того же участка.

8. «Стоит ли брать мотоблок, с большими показателями, чем требуется («про запас»)»

Это уже дело ваше. Помните лишь, что за мотоблок с «про запасом» платите вы. Трудно предположить, что вам может потребоваться завтра. Кроме библейского Ноя, я не знаю людей, сумевших предусмотреть все и на все случаи жизни. Нужен или нет «запас» решать вам.

9. «Стоит ли стремиться брать мотоблоки с максимальными мощностями двигателя»

  На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно. Завод-изготовитель рассчитывает узлы трансмиссии на применение двигателей с жестко определенным интервалом мощностей. Будет ли на мотоблоке установлен двигателем с максимальной или минимальной мощностью из этого интервала на долговечность изделия не повлияет. Но, устанавливать на мотоблоки двигатели с мощностью выше номинальной категорически запрещается, так как это неизбежно рано или поздно приведет к преждевременной поломке редуктора, которая не будет признана гарантийным случаем. И в этом случае ремонт придется оплачивать вам. Выбор за вами.

10. «Можно ли маломощным мотоблоком обработать большой участок»

Это как в сказке про скорняка, который смог сшить одному жадине семь шапок из одной овчинки. Сшить-то сшил, но что это были за шапки. Да, маломощным мотоблоком возможно  обработать большой участок, но что это будет за работа и что потом будет с техникой. Простой расчет: маломощные культиваторы имеют ширину вспашки около 30 см. Если участок имеет размеры 100х100м, то для его полной обработки понадобиться сделать около 330 проходов по 100 метров. Общая протяженность пути составит 33 км. Средняя скорость вспашки 0,3-0,5 км/ч. Итого на прохождение 33 км понадобиться около 70 часов. Если работать по 12 часов в день (то есть включен режим "помереть на грядках"), то на вспашку  понадобится неделя. 

11. «Стоит ли брать дополнительные фрезы для увеличения их ширины захвата»

По большому счету этого делать не следует, так как трансмиссия и двигатель рассчитаны на определенную нагрузку на валах трансмиссии. Если вы увеличите число работающих фрез, значит вы превысите номинальную нагрузку на детали мотоблока. Какое-то время мотоблок будет работать за счет уменьшения ресурса своих узлов и деталей. Потом непременно сломается. И если это произойдет с техникой, находящейся на гарантии, ни мы, ни завод-изготовитель не признает это производственным браком и данный вид поломки вам придется устранять за свой счет.

12. Можно ли точить фрезы

Штатные фрезы имеют специальную форму и достаточноую заточку для культивирования почвы. Будет ли эта операция выполняться быстрее и качественнее если произвести их заточку - ответ спорный и скорее всего субъективный: кто-то почувствует разницу, а кто-то нет. Но одно можно сказать совершенно определенно: такими заточенными фрезами нельзя пропалывать межрядье, так как острые фрезы будут измельчать сорняки. И через неделю грядки будут заросшими еще сильнее. Если у вас есть непреодолимое желание заточить фрезы, то приобретите второй комплект и заточите их.   

13. «Как проверить работоспособность мотоблока в магазине»

Попробую немного систематизировать общие моменты проверки до уровня инструкции:

Бензиновый двигатель.

- Залить масло в двигатель. Объем заливаемого масла должен быть обозначен в паспорте на двигатель, который должен быть в общем комплекте документов. Для двигателей на мотоблоках и культиваторах до 7 л.с. (на них приходится подавляющее число продаж) необходимо около 600мл. масло.

- Рекомендуем применять масло Брикс Энд Стратон. Из всех представленных на рынке масел оно лучшее по своим характеристикам. Крайне нежелательно заливать машинное масло. Это обусловлено тем, что рабочая температура  авомобильного двигателя с водяным охлаждением порядка 90-110С, у двигателя с воздушным охлаждением, установленного на мотоблоках и культиваторах, порядка 140-180С. Машинное масло в таких двигателях быстро выгорит и в один "прекрасный" момент его может не хватить для смазки - клин не избежен.

- Мотоблоки всегда поставляются с "сухими" двигателями. Во избежание коррозии производитель добавляет в них 50-70мл. консервационного масла. НА ЭТОМ МАСЛЕ ЗАВОДИТЬ ДВИГАТЕЛЬ НЕЛЬЗЯ. Некоторые продавцы, нежелая возиться с предпродажной подготовокой, перед первым запуском не заливают масло, а заводят двигатель на несколько минут на этой жиже, чтобы показать покупателю работоспособность двигателя. Понятно, что здоровья двигателю это не прибавляет. Верный признак таких действий продавца: техника не достается из заводской упаковки и двигатель заводится прямо там.

- Качество заливаемого бензина вы не проконтролируете. Помните, что использовать нужно только 92 бензин. Заливайте топлива немного и пострайтесь, чтобы вам не обливали бак: вам еще везти технику и скорее всего на легковой машине, будет неприятно, если в салоне будет вонять бензином.

- Масло с двигателем не поставляется. Его необходимо купить. Покупайте сразу 2 банки по 600 мл.: одну банку вам зальют в магазине, вторая пойдет на замену после 3-5 часов работы (цикл обкатки).

- Запомните: не оставляйте работающий двигатель на технике, если не планируете ее немедленное использование. В большинстве моделей мотоблоков вращение с двигателя на редуктор передается при помощи ременной передачи, которая приводится в действие поджимним роликом. Когда мотоблок работает, то ролик натягивает ремень и передается вращение, когда не работает - ремень провисает. Во обоих режимах ремень находится на шкивах двигателя. Даже когда поджимной ролик ослабляет натяжение, периодически вращающиеся шкивы "подцепляют" ремень и ремень непроизвольно начинает скользить по шкивам. Из-за большого трения ремни быстро нагреются и выйдут из строя.

- если на двигателе есть выключатель (он может быть перенесен на рукоятки руля), проверьте его исправность.

Трансмиссия.

- возможны два конструктивных варианта исполнения трансмиссии - требующей заливки масла и не требующей этого. В первом случае необходимо заправить трансмиссию маслом в соответствии с регламентом. 

- осомотрите трансмиссию на следы утечек.

- попросите запустить двигатель и трансмиссию - двигатель должен работать, а выходные валы крутиться.

- если у вашей техники есть опции заднего хода и переключения скоростей проверьте все это на работоспособность. 

- поросите закрепить колеса или фрезы на выходных валах. Так будет удобней проверять. Заодно проверите правильность крепления.

В случае, если ваша трансмиссия требует обслуживания, то обязательно изучите регламенты работ и следите за уровнем масла. Заранее приобретите необходимы масла. И для любых типов трансмиссий: всегда следите за признаками утечек масла из трансмиссии. Это могут быть маслянные следы на полу в месте хранения, следы "запотевания" на корпусе трансмиссии. В этом случае рекомендуем обратьися в сервис. С "сухой" трансмиссией работать нельзя.

Органы управления.

- проверьте тросики газа, сцепления, переключения скоростей (если есть). Тросики не должны иметь следы заломов и потертостей. Тросики должны легко двигаться.

- проверьте целостность все платсиковых ручек и переключателей.

Фрезы и колеса.

Откройте паспорт изделия и проверьте комплектность продаваемого вам изделия. Обратите вниманиена то, что фрезы на культиваторах и мотоблоках должны выглядеть "зеркально". Если этого не будет, то при работе на фрезах технику будет тянуть в сторону.

Общие вопросы.

- проверьте весь мотоблок в целом: все, чему положено двигаться, должно двигаться ровно без рывков и перекосов, без резких скрипящих звуков. Любое подозрение на что-то странное не в пользу покупки.

- осмотрите визуально технику на отсутсвие следов деформаций, ударов, сколов и потертостей. Все это не в пользу покупки. Не допустимы следы потеков.

-  проверьте наличие паспорта изделия, инструкции по эксплуатации на само изделие и на двигатель. Если продавец будет возражать или предлагать что-то гдето-скачать из интернета или что-то "свое" – разворачивайтесь и уходите - здесь вас пытаются обмануть (какой смысл скрывать от вас заводской паспорт и инструкцию на двигатель?).  

14. «Какое навесное оборудование мне купить»

В большинстве случаев вам понадобятся грунтозацепы, сцепка, окучник. Плуг и картофелевыкапыватель покупаете исходя из собственных желаний. Но лучше со список определяться самому. Смотрите пункты выше.  

15. «Какие расходные материалы надо купить сразу, а какие потребуются позже»

Одна банка специального масла объемом 600мл потребуется сразу, чтобы залить ее в двигатель при проверке. Потом через 5 часов штатной работы потребуется замена масла в двигателе. Поэтому вам необходимо сразу приобрести запасную банку с маслом. Об эксплуатации двигателей смотрите в соответствующем разделе. Больше в ближайшее время расходных материалов вам не понадобится. Для своего ЗиПа можно рекомендовать приобрести клиновой ремень и свечу зажигания, если редуктора обслуживаемые, то масло для трансмиссии ТАТ-17 (по надобности). Этот набор расходных материалов стоит не дорого и, возможно, понадобиться не скоро. Но как говорят у нас в России «запас карман не тянет».

16.  «Какой мотоблок лучше»

На самом деле вопрос риторический. Самый лучший мотоблок это тот, который максимально полно удовлетворяет всем вашим ожиданиям. Удовольствие надо получать и от покупки, и от последующей работы. Даже если мотоблок технически совершенный, но не «лежит в руке», а вам хотелось купить вон тот «зелененький» («красненький», «синенький»), то все свои огрехи в работе (или что хуже поломки) вы будете списывать на технику и ругать сами себя (брата, жену – выберете сами) за неудачную покупку. Чтобы не иметь сильного разочарования в покупке, не поленитесь поискать и почитать в Интернете отзывы пользователей о технике. Здесь вы можете найти ссылку на уважаемый нами форум