О мойках

В данной статье речь пойдет о мойках, их устройстве и эксплуатации

 

Несмотря на кажущуюся безобидность, мойка высокого давления представляет собой потенциально опасный инструмент. Опасности две – со стороны электрического тока, со стороны выходной струи. Надо помнить, что вода с растворенными в ней солями является отличным проводником тока. При работе с мойкой такой воды предостаточно. Поэтому необходимо постоянно контролировать состояние электрического провода мойки и  электрической проводки в целом. Недопустимо повреждение изоляции проводов, их изгибов и чрезмерного скручивания. Если опасность поражения электрическим током пользователю понять легко, то опасность выходной струи воды не всем и не всегда понятна. Обязательно находится гражданин, который решит проверить силу струи пальцем. Запомните – давление воды на выходе из форсунки может колебаться от 20 до 350 атмосфер. Специальные аппараты могут создавать столь высокое давление, что выходная струя воды с легкостью режет бетон и сталь. Вы не терминатор, этого давления вполне достаточно, чтобы с легкостью разрезать мягкие ткани вашего тела до самой кости. Не стоит этого делать, до вас уже все проверяли на практике – все прекрасно разрезается и впоследствии зашивается медиками, травмы  заживают очень долго.

Мойка высокого давления – это многоцелевая уборочная техника, очищающая загрязненные поверхности струей воды под давлением. Ее функциональные возможности не ограничиваются только мытьем автомобилей. Она находит свое применение везде, где требуется удаление устойчивых загрязнений. Это могут быть и дорожки в вашем доме, и фасад самого дома, ваш садовый инвентарь, а могут быть и объекты для профессиональных моек – улицы, фуры и железнодорожные вагоны, цистерны, имеющие поверхности с сильным масляным загрязнением.

Но все эти поверхности можно прекрасно отмыть и старым дедовским способом при помощи ведра и тряпки, а современные моющие средства делают эту работу значительно проще. Зачем тогда нужны мойки? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких частей. Во-первых, применение моек высокого давления экономит расход воды. Так, из обычного водопроводного крана с давлением воды 4-6 бар (1 атмосфера = 0,96 бар или наоборот, точно не помню) за один час вытекает около 3000-3500 литров воды. Мойки высокого давления потребляют от 300 до 1000 литров воды в час. Вместе с экономией воды экономятся и моющие средства. Во-вторых, создаваемая высоким давлением водяная струя может эффективно разрушать препятствия на своем пути. Крупные куски грязи «отбиваются» от поверхности без особых затруднений. В случае с легковым автомобилем, та же операция, сделанная тряпкой, приведет к повреждению лакокрасочного покрытия кузова: мелкие частицы грязи неизбежно попадут между тканью и поверхностью и как абразив будут ее истирать. В-третьих, работать мойкой удобней и быстрее, результат работы лучше. К примеру, попробуйте вымыть обычной тряпкой арки и днище автомобиля или помыть фасад двухэтажного здания, и вам сразу станет понятно, что работать мойкой дешево и удобно.

Мойка высокого давления состоит из подводящего шланга и фильтра очистки, водяной помпы высокого давления, шланга высокого давления, пистолета и насадок. Возможно применение систем для нагрева выходящего потока воды, а также систем, позволяющих применять моющие вещества.

Принцип работы мойки прост. Через подводящий шланг водопроводная вода поступает на водяную помпу, которая выполняет функцию «усилителя» потока: на входе поток имеет низкое давление, а на выходе высокое. Далее по шлангам высокого давления вода попадает в пистолет. В нем установлен специальный клапан, который оператор открывает, когда надо что-то помыть и соответственно закрывает, когда процесс оканчивается. Далее поток попадает на копье, в котором и происходит распыление воды. Вместо копья возможна установка иных моющих приспособлений. 

При выборе мойки необходимо учитывать следующие нюансы:

-  попадание мелких абразивных частиц, взвешенных в воде, в водяную помпу приводит к ее поломке. Для исключения этого, на входе в насосную часть мойки устанавливается фильтр, задерживающий эти частицы. Каждый производитель сам определяет, комплектовать ли свои изделия подобными фильтрами или же предоставить покупателю возможность приобрести его отдельно. В любом случае такой фильтр обязателен.

- поступающая на вход вода не должна иметь температуру выше 40-50С. Это связано с тем, что сама помпа охлаждается проточной водой и перепускные клапана помпы не рассчитаны на высокую температуру. Категорически запрещено подключать на вход мойки горячую воду.  С источником холодной воды желательно определиться до покупки изделия.

- инструкции по эксплуатации производителей большинства моек требуют, чтобы вода на входе мойки имела давление, не ниже 3,5 бар. Это связано с тем, что помпа без воды работать не должна, собственной всасывающей помпы у моек нет. Поэтому, если давление входного потока не будет обеспечивать непрерывной подачи воды в нужном объеме, то помпа быстро выйдет из строя. И это будет негарантийный случай. С источником холодной воды под давлением желательно определиться до покупки изделия.

- для выбора мойки важно знать из какого материала изготовлена помпа. На сегодняшний день их изготавливают из трех видов сырья: из пластика,  стали и латуни. Материал помпы определяет объем выполняемых мойкой работ, ее долговечность и цену. Пластиковые помпы устанавливаются на бытовые мойки, имеют самый маленький ресурс и предназначены для непродолжительной работы: помыть легковую машину, велосипед, садовую технику. Эти мойки самые дешевые. Мойки со стальными и латунными помпами применяют для чистки больших загрязненных площадей. Цены соответствующие. Сразу предупрежу желающих съэкономить: мыть газели и фуры мойкой с пластиковой помпой не стоит - такая мойка на это нерасчитана, износ будет заметен любым сервисом и в гарантийном ремонте будет отказано.

- помпа мойки высокого давления представляет собой  обыкновенный насос и может приводится в действие электромотором или иметь привод от бензинового двигателя. Если место выполнения работ имеет источники электропитания, то ваш выбор мойки с питанием от сети. Если таковых источников нет, то необходимо приобретать специализированные мойки с бензиновым двигателем.

- в мойках, предназначенных для смыва масляных загрязнений, имеется дополнительная система подогрева выходящей воды. Она представляет собой бойлерную систему, в которой в качестве нагревающего элемента используется сгорающее дизельное топливо (дизельная горелка). Количество потребляемого топлива ничтожно мало, оно практически полностью сжигается и при правильно работающем механизме практически не дает дыма и неприятного запаха. Наличие такой системы значительно увеличивает стоимость мойки. Подобные вещи связаны с необходимость поведения  специализированных работ и в большинстве случаев для бытового применения необходимости в ней нет.

- по статистике, подводящий шланг и шланг высокого давления являются наиболее «ломаемым» элементами моек. Поскольку завод-изготовитель считает их расходными материалами, на них не распространяется действие гарантий. Шланги имеют довольно высокую цену. Поэтому рекомендуем обращаться с ними бережно.

- копье, одеваемой на пистолет, формирует форму распыляемого облака воды, может иметь несколько режимов работы. Обычно копья входят в комплект поставки изделия. Для большей функциональности помимо копий на мойках могут использоваться всевозможные насадки типа щеток, валиков, распылителей пены и прочих. Это уже отдельный функционал, приобретается за отдельные деньги. 

Подведу итог сказанному: не стоит ожидать от дешевых моек с пластмассовой помпой долговечности профессиональных моделей. Но это не значит, что для мойки велосипеда понадобиться дорогая профессиональная модель. Чтобы не тратить свои деньги впустую, выбирайте инструмент по своим потребностям. Перед использованием техники прочитайте инструкцию по эксплуатации.

Коротко хочу предостеречь от неправильных действий при эксплуатации моек:

- в зимнее время года вода имеет обыкновение переходить в фазу твердого тела, то есть превращаться в лед. Вода в отличие от остальных жидкостей обладает тем замечательным свойством, что при замерзании расширяется. И если сосуд ее содержащий не обладает должной для этого прочностью и эластичностью, то он непременно будет разрушен. Отсюда очевидный вывод: если в зимнее время года после работы вы оставите мойку в холодном помещении, где у воды есть шанс превратиться в лед, то гарантировано мойка будет безвозвратно испорчена. По этой же причине нельзя оставлять воду в шлангах – утром вы обнаружите их лопнувшими. Не забывайте, что даже если в служебном помещении температура будет выше нуля, то температура пола может быть отрицательной. Поэтому не оставляйте мойку и шланги лежать на полу – вода замерзнет и повредит инструмент. Помните, что при наличии у вас достаточной суммы денег на ремонт испорченной техники, любой сервис готов исправить последствия ваших неудачных экспериментов с холодом и водой.

- не доверяйте заверениям продавца, утверждающего, что его мойка может работать и без напора входящего потока воды, то есть в режиме самовсасывания. Чтобы мойка имела такой штатный режим необходимо наличие дополнительной всасывающей помпы. А это, как вы сами понимаете, дополнительная нагрузка на цену. Из соображений доступности по цене подавляющее большинство представленных на рынке моделей не имеют функции самовсасывания. И если на вход помпы подавать воду меньшего давления или количества, то она быстро выйдет из строя.

- после выключения мойки обязательно сбросьте давление в помпе, несколько раз нажав на клавишу пистолета.

- при длительной работе в помпе может возникать эффект каветации – насыщения воды пузырьками воздуха, что нежелательно. При его проявлении рекомендуется на 15-20 секунд отжать клавишу пистолета и дать мойке немного постоять.

- чтобы не повредить очищаемую поверхность не подносите к ней форсунку слишком близко. Особенно это касается автомобилей: расстояние от форсунки до поверхности авто должно быть не менее 35 см.

- не допускайте излишнего скручивания и перегибов шланга, не допускайте, чтобы по ним ходили ногами или ездили автомобили. Это дорогое удовольствие.

- будьте осторожны в обращении с соединительными элементами шлангов и насадок.

- следите за состоянием фильтрующего элемента, вовремя меняйте его

- следите за состоянием электрического кабеля. В случае повреждения изоляции весь отрезок кабеля должен быть заменен целиком. Не надейтесь на надежность изоляционных свойств обычной изоленты. Она не рассчитана на длительную эксплуатацию в воде. Это может стоить кому-то жизни.

- разница температур между кузовом автомобиля и воды не должна быть больше 30С. Поэтому зимой не следует мыть автомобиль теплой и тем более горячей водой. И наоборот - летом нельзя мыть автомобиль на солнце слишком холодной водой.  Вы гарантировано повредите лакокрасочный слой.

- пользуйтесь автохимией только проверенных производителей, приобретенных у надежных продавцов

- чтобы на кузове не было подтеков пену следует начинать смывать снизу автомобиля, постепенно продвигаясь вверх до его крыши.

- не превращайте мойку в игрушку – это опасно. Не наводите струю воды на человека, даже если это девушка в легком летнем платье. Удовлетворяйте свое  любопытство иными способами.