О бензопилах

В данной статье речь идет о пилах.

 

Перед тем как начать рассказ о пилах еще раз хочу напомнить: судя по статистике травм, полученных при использовании бензоинструмента, бензопила – один из самых опасных инструментов. Причем проявляется нелогичная тенденция – чем более опытным является пильщик, тем чаще его имя мелькает в печальной статистике. Причина этому, на мой взгляд, только одна – глупость, порожденная самонадеянностью и халатностью. Еще раз прошу вас в обращении с бензопилой быть предельно внимательными и осторожными, соблюдать все требования техники безопасности при хранении и использовании инструмента. И тогда старый медицинский анекдот «меняю бензопилу на протез» будет не про вас.

Как подсказывает житейский опыт, пила – это устройство по отделению одной части древесины от другой. Кто и когда первым изобрел и запатентовал бензопилу доподлинно неизвестно. Известно, что в 19 веке один из врачей-дантистов предложил устройство для разрезания кости. Оно представляло собой соединенные в кольцо звенья с режущими поверхностями, приводимое в движение вращением ручки. Были упоминания о цепных пилах с использование лошадиной или человеческой силы и даже паровой машины. Первые электрические пилы появились в 30-х годах прошлого века. Учитывая технологии производства двигателей внутреннего сгорания, автономные мобильные пилы с бензиновым двигателем, скорее всего появились в 40-х года прошлого века, а по-настоящему доступным рабочим инструментом - в 50-х годах того же прошлого века. Одним словом – бензопила сравнительно недавнее изобретение.

И с того самого момента, когда первый лесоруб поменял свой топор на бензопилу, она стала незаменимой помощницей и в доме, и на лесной делянке. Скоро стало понятно, что пила, применяемая на лесозаготовке, по своим весовым, габаритным, мощностным и самое главное ценовым параметрам совершенно не подходит для простого деревенского обывателя. Стали появляться новые классы пил с меньшими мощностями, массами и габаритами. Все пилы стали условно подразделять на любительские, полупрофессиональные и профессиональные. Критерием для такого деления стало служить продолжительность использования инструмента и объемы выполняемых работ.  Существует следующее формальное деление:

- Бытовые или любительские пилы. Продолжительность работы такой пилой составляет около 20 часов в месяц или около 40 минут в день. Этого достаточно, чтобы спилить дерево, разрезать бревно или подготовить дрова для бани. Основные требования, предъявляемые к пилам этого класса – максимальная безопасность и максимальное удобство эксплуатации. Эти требования удается выполнить, применяя на этих пилах минимальные по мощности моторы, короткие шины, низкопрофильные цепи с минимальным шагом. Все это делает инструмент такого класса самым тихим из бензопил, самым легким, с минимальной вибрацией и производительностью, достаточной для бытовых нужд. По своей цене бытовые пилы являются самыми доступными и самыми продаваемыми. Качественные современные бытовые пилы производятся по технологиям и нередко из тех же материалов, что и профессиональные. Поэтому современные бытовые пилы по надежности для своих нагрузок не уступают профессиональным. Но не надо верить слухам, что какие-то бытовые пилы каких-то производителей применяются профессиональными вальщиками на валке леса. Ресурс этих пил все равно в разы ниже, чем у профессиональных. Они непригодны для эксплуатации в тяжелых условиях лесозаготовки. С большой натяжкой они могут сгодиться только на обрезку тонких веток или же на заготовку новогодних елок.  Даже на эти цели экономически целесообразней приобретать полупрофессиональные пилы.

- Полупрофессиональные пилы. Такие пилы работают, как говорят, «на подхвате». Эти пилы рассчитаны на ежедневное использование по 3-5 часов.  Фактически это профессиональная пила, но мощности и ресурса недостаточно для валки деревьев на лесозаготовке. У такой пилы есть неоспоримое преимущество перед валочной профессиональной моделью – при высокой мощности  и большом ресурсе она имеет меньшую массу, меньшие габариты и среднюю длину шины. Эти пилы очень легки и удобны в обращении по сравнению с любой профессиональной. Вот это преимущество и находит свое применение: на лесозаготовке: ими обрезают ветки, коммунальные службы используют для ухода за кронами деревьев, дорожники и энергетики производят расчистку от кустарника и молодняка вдоль дорог и под высоковольтными линиями, спасатели используют их для быстрого удаления упавших не к месту деревьев. Стоимость этих пил намного больше, чем любительского инструмента, сопоставима со стоимостью профессиональных моделей.

- Профессиональные пилы. Само название говорит за себя – этими пилами работаю те, для кого «пилить дерево» профессия. Такие пилы рассчитываются на ежедневную 8-10 часовую эксплуатацию в самых тяжелых условиях. Это специфический специальный инструмент.

В приведенной классификации для бензопил самыми важными являются пармаетры: объем двигателямасса и мощность. Эти три параметра и определяют, какие виды работ и в каком объеме можно выполнять. Если со смыслом слова «масса» все понятно, то смысл слова мощность следует разобрать. Когда говорят о мощности пилы, имеют в виду мощность двигателя. С мощностью пилы связывают ее способность протягивать цепь через распил древесины. От этого зависит скорость и глубина пиления. Исходя из мощностных возможностей двигателя, к пиле подбирают соответствующую пильную гарнитуру – шину и цепь. Одну и ту же мощность можно снять с двигателей, имеющих разный объем: двигатель, имеющий больший объем скорее всего будет иметь и больший ресурс. В последние годы в среде производителей бензотехники предпочитают говорить об объеме двигателя и его максимальном крутящем моменте, избегая употребления слова "мощность". Это связано с тем, что не существует единыхстандартов и методик по измерению мощностей двигателей. Некоторые недобросовестные производители используют это и умышленно указывают завышенные характеристики на свои двигатели. Это в свою очередь отрицательносказывается и на покупателях, и на добросовестных производителях. 

Шина представляет собой цельнометаллическую или сварную (композитную) конструкцию, в пазе которой скользит цепь. Для характеристики шины используют несколько параметров: длина шины, ширина направляющего паза, тип хвостовика, носовая звездочка или сменный наконечник. Длина шины влияет на глубину среза. Многие наши клиенты при выборе пилы часто просят образцы с длинной шиной. Если вы собираетесь заниматься профессиональной валкой, тогда ваш выбор вполне обоснован. Если же вы планируете использовать инструмент в быту, то это ошибочное решение. Длинная шина предназначена только для использования на профессиональных пилах для валки толстых деревьев. Ни на что большее она не пригодна из-за своих больших габаритов. Еще одна ошибка, допускаемая нашими клиентами – просьба поставить на пилы шины, длиннее паспортного номинала. Надо понимать, что чем длиннее шина, тем большее усилие со стороны двигателя потребуется приложить к цепи для ее протаскивания по шине и срезу древесины. При установке шины неноминальной длины, на двигатель и все остальные узлы и  детали будет приложена нагрузка выше расчетной. Это значит, что пила будет работать на износ. Кроме этого, система смазки цепи не будет должным образом справляться со своей функцией, сама пила будет испытывать повышенную вибрацию. Иными словами – если у вас в огороде не растет самый толстый в мире кипарис диаметром 42 метра и вы не собираетесь валить баобабы, то размеров шины бытовой пилы в 16-18 дюймов вам будет вполне достаточно.  

 Цепь. Цепь – это основной режущий элемент бензопилы. Рассказывать о цепях можно очень долго. Чтобы не заниматься повторением уже имеющегося в свободном доступе прекрасного материала, который вы сможете найти на нашем сайте, хотим отметить лишь некоторые существенные моменты, важные для покупки и эксплуатации цепи. Цепь состоит из звеньев трех типов:

- режущее – на этом звене расположена Г-образная режущая поверхность и ограничитель глубины реза. Это звено работает по принципу рубанка: выступающее над ограничивающей плоскостью лезвие срезает слой древесины. Толщина среза зависит от того, насколько сильно выступает лезвие. В звене роль лезвия выполняет Г-образная поверхность, а ограничителя специальный ограничительный зуб. Важной характеристикой цепи является высота от верхнего кончика ограничителя до верхнего кончика режущего лезвия. Чем больше разность высот между ограничителем и режущим лезвием, тем более толстая стружка будет на выходе. Как говорят, цепь «злая» или высокопрофильная. Однако «злые» цепи дают неровные срезы, большую вибрацию и требуют использования пил с большой мощность. двигателя. На бытовых пилах применяют низкопрофильные цепи, дающие минимальные вибрации и не склонные к появления обратного удара.  Режущее звено может быть левосторонним и правосторонним. При сборке цепи их периодически чередуют. 

- ведущее или хвостовик – это звено задает направление при движении цепи в пазах шины и на ведущей звездочке, а также переносит масло по всей поверхности движения цепи. Важно знать количество и толщину хвостовика, используемой на данном типе пил. По количеству хвостовиков определяют необходимую длину цепи, а по его ширине подходящую шину. Важно отметить, что толщина хвостовика должна точно соответствовать ширине паза на шине. В противном случае цепь будет болтаться в шине или приклинивать ее, что приведет к выходу из строя самой шины и цепи. Возможно и более драматичное развитие ситуации – цепь слетит с шины с целью попасть в лоб, по рукам или в место, куда попадать не желательно. Отсюда две рекомендации: используйте только подходящие цепи и всегда стойте слева от инструмента, а не держите его посередине как раз напротив места, куда попадать нежелательно.  

- соединительное (заклепка) – как понятно из названия, это звено служит для соединения режущего звена и хвостовика. Опять рекомендация: не следует самостоятельно пытаться заклепать расклепавшееся соединительное звено. Эта операция выполняется только на специальном станке с фиксированным прилагаемым усилием.

Для характеристики цепи используется третий параметр – шаг цепи. Это расстояние между тремя последовательно расположенными осями, измеренное в дюймах и деленное пополам.

Итак, обобщим, что необходимо знать для покупки и использования цепи:

-  шаг цепи (оно может быть 0,325, 3/8 и 0,404)

- толщина хвостовика (преимущественно она может 1,3мм, 1,5мм и 1,6мм)

- количество звеньев (или количество хвостовиков)

После покупки цепь необходимо подготовит ее к использованию. Для этого необходимо сначала удалить защитную смазку, тщательно промыв цепь в бензине. Затем необходимо на несколько часов положить цепь в ванну с обычным машинным маслом. Все, после этого цепь готова к эксплуатации. Всегда следите за натяжением цепи – слабая или перетянутая цепь приведут к ее преждевременной поломке.

По эксплуатации пильной гарнитуры производители дают следующие рекомендации:

- пильная гарнитура: ведущая звездочка, шина и цепь являются расходными материалами, действия гарантий на них не распространяется

- рекомендуется следующая периодичность замены пильной гарнитуры: «одна шина – две цепи». То есть, после выхода из строя второй цепи, следует поменять шину и ведущую звездочку

- после завершения работы рекомендуется очистить от стружки и грязи пазы шины, места подачи масла, ведущую звездочку, а также места выхода масла из масляного насоса.

- для правки режущего лезвия рекомендуется применять специальный точильный набор, состоящий из надфиля и шаблона, подобранного специально для данного вида цепи

- заточку цепи следует производить только на специальном станке в мастерской.

Более подробную информацию о шинах и цепях вы можете получить у консультантов наших магазинов или на в соответствующих разделах нашего сайта.

Двигатели, устанавливаемые на бензопилы, всегда двухтактные. Для работы двигателя необходимо наводить бензомаслянную смесь. Это обосновано тем, что в процессе пиления часто пилы вращают во всевозможных плоскостях. Если бы двигатель имел систему смазки, аналогичную четырехтактным, то должной смазки не было бы, масло попадало в карбюратор, воздушный фильтр и глушитель. Это принципиально неприемлемо. Поэтому и применяют двухтактные двигатели с использованием бензомаслянной смеси.

Не последнее место по своей значимости для мощности пилы играет воздушный фильтр, а точнее его состояние. Его назначение очевидно – исключить попадание стружки и абразивной пыли в карбюратор и далее в камеру сгорания. Если фильтр забит, то топливная смесь будет обеднена кислородом, соответственно упадет мощность двигателя, увеличится расход топлива, повысится температура двигателя и прогорит или закоксуется глушитель. Поэтому необходимо вовремя чистить или менять воздушный фильтр.

Кроме рассмотренных выше свойств пилы, не менее важными ее характеристиками является безопасность эксплуатации и способность противодействовать вибрации.

При работе с пилой есть два вида опасности, связанные с цепью – опасность обратного удара и слет или разрыв цепи.

Эффект обратного удара своим существованием обязан, как ни странно, Исааку Ньютону, открывшему третий закон механики – сила противодействия по своей величине равна силе  действия и направлена в противоположную от нее сторону. При касании движущейся цепи поверхности дерева возникает сила, стремящаяся сдвинуть пилу в противоположную движению цепи сторону. При правильной эксплуатации инструмента этот эффект краткосрочен и быстро исчезает, не причиняя неудобства. При неправильной эксплуатации возникают неприятности. Так если работающая пила касается поверхности дерева своей нижней частью конца шины, то возникает сила, устремляющая эту самую шину вверх в направлении вашего лба. Согласен, что получить по лбу железкой, да еще с движущейся цепью не составит большого удовольствия. Чтобы остановить движение пилы в направлении головы и прекратить вращение цепи служит ручной тормоз. При его срабатывании мгновенно блокируется возможность ведущей звездочки вращаться, а геометрия самой ручки такова, что движение пилы прекратиться задолго до достижения ее желаемой цели. Поэтому, перед тем, как завести мотор пилы обязательно проверьте взвод ручного тормоза. Эта процедура должна стать привычкой, которая однажды может спасти вам жизнь. И запомните – никогда и ни при каких условиях не поднимайте пилу выше уровня груди. Никакой силы рук не хватит, чтобы в таком положении удержать пилу от обратного удара, ручной тормоз не остановит вращения цепи, так как не рассчитан на такую эксплуатацию. Травмы будут ужасными.  

Вторая опасность возникает тогда, когда цепь покидает свое положенное место в процессе своего движения. Это может быть связано с неправильно подобранными размерами пильной гарнитуры, ее износом, плохо закрепленной крышкой ручного тормоза (последнее увы из личного опыта). Как видно, основное использованное здесь слово «плохо». Поэтому, чтобы не было неприятностей, делайте все «хорошо», то есть так, как написано в инструкции. Возможны случаи, когда в процессе работы разрушается одно из соединительных звеньев цепи. В этом случае от травм вас защитит крючок-цепоуловитель, который расположен в нижней части пилы, и специальная площадка на рукоятке. Опять же защита сработает лишь при правильной эксплуатации пилы – в момент этого происшествия вы должны находиться чуть слева от пилы как требует этого инструкция. В этом случае вы отделаетесь легким испугом. Если пила будет находиться посередине и чуть ниже пояса, то последствия могут быть катастрофическими для вас.

При работе бензопилы возникают вибрации от работающего двигателя и в процессе пиления от цепи. Вся эта вибрация передается на руки оператора, которая приводит к нарушению кровообращения в конечностях и появлению ощущения онемения. Если для любителя это не грозит ничем серьезным, то для профессионала это может закончиться серьезными профессиональными заболеваниями рук и суставов. Поэтому наличие антивибрационной системы является обязательным требованием санитарных норм. Эта система реализуется по двум направлениям. Во-первых, это использование всевозможных пружин и резиновых прокладок между двигателем и ручками пилы. Во-вторых, это использование эффекта двух масс. Рукоятка и топливный бак пилы объединяются в единое целое и крепятся к двигателю через систему демпфирующих пружин и резиновых вставок. За счет того, что масса такого единого узла больше или сопоставима с массой двигателя, то и их колебания будут иметь меньшую амплитуду.   

Для того, чтобы пила служила своему владельцу как можно больших срок, необходимо четко соблюдать правила эксплуатации и выполнять все регламентные работы по обслуживанию инструмента. Не последним условием является использование качественных расходных материалов – масел для наведения топливной смеси, масла для шины, смазки для подшипников. Рекомендую применять оригинальные расходные материалы.