Эксплуатация пильной гарнитуры бензопилы

Под пильной гарнитурой в дальнейшем будем понимать комплект из ведущей звездочки, цепи и шины. Пильная гарнитура – это самая изнашиваемая часть любой бензопилы. Чтобы продлить ее срок эксплуатации, надо понимать, что влияет на ее износ:

- в процессе работы цепь движется с огромной скоростью по шине, ведущей и ведомой звездочкам. То есть происходит движение металла по металлу;

- цепь движется не сама по себе. С одного конца шины ее двигает ведущая звездочка, со второго конца ведомая звездочка меняет ее направление движения на противоположное. То есть, в местах расположения звездочек и цепь, и звездочки испытывают дополнительную нагрузку;

- разные сорта древесины отличаются друг от друга плотностью. Более плотную древесину пилить тяжелее. Не открою большой тайны – нагрузка во много зависит и от того, как вы пилите вдоль или поперек волокон древесины. Продольное пиление дается тяжелее поперечного. То есть, на износ гарнитуры оказывает влияние то, с каким сортом древесины приходится работать

- древесина (так же как и люди) не совершенна: у нее имеются сучки, на коре дерева присутствует песок, нередки гвозди. В ряде регионов, где во время Великой Отечественной шли ожесточенные бой с активным применением всех видов артиллерии, в древесине находят очень много осколков. При обработке такой древесины нередко ломаются пилорамы, не говоря уже о гарнитуре бензопилы То есть, любые дефекты древесины не придают здоровья пильной гарнитуре

Теперь, когда мы знаем злодеев, портящих нашу пильную гарнитуру, дадим немного развернутые рекомендации борьбы с ними. Почему развернутые? – потому что каждый  россиянин, который не до конца осведомлен о некоторых нюансах, склонен к модернизации процесса. Простыми словами, энергетика нашей земли не позволяет нам жить  по инструкции (и уж тем более ее читать), а бензопила инструмент потенциально опасный и неследование описанному регламенту может угрожать жизни и здоровью пильщика и окружающих. Про впустую потраченные деньги в таком контексте говорить не приходится.

 

Общий регламент

- как мы выяснили, в пильной гарнитуре происходит движение металла по металлу. Поэтому необходима смазка везде, где есть такое движение. Первостепенно, это смазка цепи. Осуществляется специально установленным в бензопиле маслонасосом, который подает масло из специального бачка на цепь. На вашей пиле есть два бака: один для топливной смеси, второй для масла, смазывающего цепь. Сейчас нас интересует второй. Масло для смазки цепи желательно использовать специально предусмотренное для этих целей. Подойдет и любое машинное, НО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТРАБОТАННОЕ МАШИННОЕ МАСЛО. Будите его использовать – сломаете маслонасос. Веретенка, трансформаторное масло тоже не лучший вариант. В процессе работы масло из бака будет убывать. Поэтому следите за тем, чтобы не случилось так, что в масляном баке масло закончилось, а топливо в топливном нет. Учитывайте вязкость масла и  сезонные изменения этого параметра. Если масло слишком жидкое, то оно будет расходоваться быстрее. Слишком густое масло может подаваться на цепь в недостаточном количестве. Я непрофессиональный пильщик. Поэтому взял себе за правило всегда наливать топлива меньше, чем масла в масляный бак. Разница по уровню примерно в палец. Да, приходится чуть чаще заправляться, но и чаще проверять наличие цепного масла. Так получается дешевле, чем покупать новый комплект гарнитуры и маслонасос.

- перед началом работы убедитесь, что маслонасос работает. Это просто: заводите пилу, даете ей максимальный газ и кончик шины подносите к чистой поверхности (без фанатизма). Если масло подается, то вы увидите, как на поверхности  будут появляться масляные капли.

- чистота – залог долгой и безотказной эксплуатации гарнитуры. Возьмите за правило после окончания работ  снять тормозную крышку и очистить инструмент от загрязнений. Грязь липкая и сама не отвалится.

 

Подготовка новых цепей, шин и ведущих звездочек к работе.

- подготовка новой цепи к работе. Сразу после покупки ставить и использовать цепь не рекомендуется. Необходимо провести подготовительные мероприятия. Для начала необходимо поместить цепь в растворитель, чтобы смыть с нее технологическое масло. Затем необходимо поместить цепь в емкость с маслом (можно с машинным, НО НЕ ОТРАБОТКА) и дать возможность цепи «пропитаться»: чтобы масло хорошенько проникло во все клепки. Как долгонадо мыть от технологического масла - скорее всего подобные операции вы уже делали в другом контексте.  Как долго пропитывать - я делаю так: вечером кладу цепь в банку с чистым маслом, а утром у меня все готово. 

- подготовка новой шины к работе. В новой шине смазке подлежит подшипник ведомой звездочки. Для этого предусмотрено специальное отверстие в шине. Через него «набивают» смазкой подшипник. Некоторые шины (в частности некоторые модели шин Штиля) не нуждаются в предварительной смазке подшипника ведущей звездочки. Как заявляет производитель, ее смазка осуществляется в процессе работы маслом, приносимым с цепью. Поэтому специального отверстия под смазку вы там не найдете. Смазывание удобно производить через специальный шприц-масленку.  

- подготовка новой ведущей звездочки к работе. Тут все немного проще. Необходимо смыть масло с внутренней стороны чашки, так как эта часть будет входить в зацепление со сцеплением. Смазке подлежит игольчатый подшипник. Он будет работать лишь на холостых оборотах пилы. Поэтому не так сильно изнашивается как подшипник ведомой звездочки. Смазать подшипник удобно посредством все того же шприц-масленки. Этот подшипник желательно смазывать регулярно.

- после установки нового комплекта гарнитуры некоторое время будет происходить «притирка» цепи, шины и звездочки «друг к другу». Поэтому контролируйте натяжение цепи.

 

Эксплуатация.

- гарнитура используется только комплектом. Почему? - Ресурс разных составляющих комплекта гарнитуры разный: шина и ведущая звездочка запросто переживут две цепи. Вопрос в том, как это произойдет. Износ, возникающий в процессе эксплуатации, приводит к изменениям размера и геометрии звездочек, пазов шины и  ведущих элементов цепи. Если эти изменения лежат в допустимых пределах, то инструмент с данным комплектом гарнитуры работает без проблем. НО, если вы поменяете на новый один из элементов комплекта, то очень быстро заметите, что он вышел из строя. К примеру, если на старую ведущую звездочку установить новую цепь, то скорее всего она очень быстро вытянется, ведущие звенья цепи быстро придут в негодность. Оно и понятно почему: из-за отклонений, вызванных износом, лучи звездочки отличаются от тех параметров, под которые изготовлена цепь. В результате этого несоответствия цепь придет в негодность. Поэтому, если вы прочитаете руководство по эксплуатации вашей пилы, то скорее всего найдете там рекомендацию «одна шина – одна ведущая звездочка – две цепи».

- как правильно «в идеале» эксплуатировать пильную гарнитуру:

- имейте и используйте две цепи. Периодически меняйте их местами. Во-первых, когда одна цепь затупится, вы одев вторую, не будете отвлекаться от работы. А правку затупившейся цепи проведете в другое время. Во-вторых, и это важно, периодическая смена цепей приведет к равномерному износу всех элементов гарнитуры (в ососбенности обоих цепей), более полному использованию заложенного в них ресурса

- периодически переворачивайте шину. Это обеспечит равномерный износ пазов шины и роликов в подшипнике ведомой звездочки. Для последних это более важно: ролики имеют форму цилиндра. Если шину долго не переворачивать, то ролики будут изнашиваться только с одной стороны и со временем примут коническую форму. Дальше люфт, преждевременное разрушение ведомой звездочки, незапланированные траты. Кстати, за последние 10 лет качество шин снизилось. Если качество самого полотна шины осталось прежним, то качество ведомой звездочки заметно ухудшилось. 

- периодически смазывайте подшипники ведущей и ведомой звездочки.

- со временем цепь может притупиться, режущие поверхности немного деформироваться. Поправить цепи можно специальным напильником и оправкой, которая задаст правильный угол заточки. Следите за правильной высотой ограничителя глубины пропила.  

- следите за правильностью натяжения цепи. Неправильно натянутая цепь (перетянута или «болтается») - и вы гарантировано совершите незапланированную покупку новой пильной гарнитуры.  Особенно внимательно следите за натяжением цепи при установке нового комплекта гарнитуры: в процессе «притирки» цепь будет ослабляться. Подтяните. 

- через две-три минуты после начала работы проверьте натяжение цепи - за это время цепь нагреется, а при нагревании металл расширяется. Поэтому цепь немного увеличится в длине. Нельзя допускать чтобы она провисла. После того, как закончите работу немного ослабьте натяжение цепи: в процессе остывания цепь будет укорачиваться (все тоже явление теплового расширения металла) и натяжение цепи от этого увеличится. Хранение перетянутой цепи приведет к тому, что она вытянется. Это сократит ресурс цепи.

- следите за смазкой цепи. Проверяйте наличие масла в баке и правильность работы маслонасоса. Используйте подходящие смазочные материалы и НИКАКОЙ ОТРАБОТКИ. Сколько бы об этом ни говорилось, пользователи все равно льют всякую гадость. Не делайте этого. Если пила будет новая и по этой причине маслянный насос выйдет из строя - это не гарантийный случай. Ремонт стоит дорого.

 

Что делать нельзя

 

- НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТРАБОТКУ ДЛЯ СМАЗКИ ЦЕПИ: гарантированно сломается маслонасос. Хотите поробовать - наш интернет-магазин здесь

- нельзя использовать пилу при неисправном маслонасосе.

- нельзя до бесконечности точить цепь. Современные цепи имеют очень тонкий закаленный слой металла. При затачивании этот слой удаляется. Поэтому с каждой заточкой цепь будет все быстрее и быстрее тупиться. В среднем цепь точат не более двух-трех раз. Больше можно, но за последствия платите вы.

- правку цепи проводите только соответствующим напильником и оправкой. Если цепь «не правится» обратитесь в сервис. Цепь заточат на станке.  Это не дорого.

- если цепь растянулась, то не рекомендую укорачивать ее, удаляя «лишние» звенья. Это опасно: в процессе эксплуатации деформации подверглись соединительные элементы цепи. Никто не гарантирует, что цепь в дальнейшем не порвется.

- если цепь порвалась – дорога в сервис. Если возможно, там ее правильно склепают. Воздержитесь делать это самостоятельно – это опасно: без специального станка заклепки цепи невозможно обжать с нужным усилием. Перетянутая или, наоборот, ослабленная заклепка приведет к разрыву цепи во время работы. 

- если в шине пазы износились и деформировались так, что цепь в ней «гуляет», из-за чего возникают вибрации и биения (это может проявляться в невозможности получить ровный спил), то «обстукивать» ее, пытаясь вернуть пазам былую форму и размер, настоятельно не рекомендую. Сделать это невозможно. Последствия такой модернизации могут быть плачевными.

- если по каким-то причинам развалилась ведомая звездочка – только замена шины, а лучше всего комплекта. Ни в коем случае не пытайтесь переклепать клепки на звездочке. Не прибавляйте работы хирургам.

- если вышел из строя игольчатый подшипник ведущей звездочки – лучше заменить звездочку и подшипник одновременно. Они и продаются только комплектом.  

- смотрите, что вы пилите. Перед работой визуально оцените наличие в дереве инородных металлических предметов. Гвоздь – злейший враг цепи.

- если в процессе работы вашу шину «зажало» стволом, то не стоит пытаться использовать шину как рычаг, чтобы приподнять дерево. Вы только погнете шину. Освобождайте зажатую шину другими способами.

- песок – враг всего движущегося. Еще раз смотрите, что вы пилите и как вы пилите. Если дерево сильно загрязнено песком, то постарайтесь очистить место пропила. В процессе работы старайтесь не «цеплять» за землю 

- лед пилить бензопилой возможно. Но не советую. Уж коли вы это сделали, то обработайте гарнитуру по регламенту нового комплекта.  Часто в шутку спрашивают - а можно ли бензопилой пилить бетон? Совершенно серьезно отвечаю: да, можно, но только специальной мощной пилой со специальной цепью. Бензопила для работы с деревом для этого не предназначена и быстро выйдет из строя. 

- не стоит устанавливать шины большего размера, чем предусмотрено производителем. Чем длиннее шина, тем больше нагрузка на пилу. Превышая допустимую производителем длину шины, вы чрезмерно перегружаете конструкцию. Так пила быстрее сломается.